Ровеньский район

Официальный сайт органов местного самоуправления

муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области

 20 Дек 2018 13:05

Дополнительная  гарантия  для  потребителей: обман  или  нет?

Телефоны, смартфоны и бытовая техника — достаточно дорогостоящие товары, поэтому при покупке мы всегда хотим, чтобы они прослужили нам как можно дольше. Отдавая продавцу свои денежные средства, мы хотим получить какие-то гарантии на то, что в случае возникновения проблем в работе приобретенного товара нам беспрепятственно вернут деньги за покупку или как минимум обменяют товар на новый. Поэтому многие из нас весьма охотно откликаются на предложение магазина приобрести дополнительную гарантию. Но так ли она полезна и необходима?

Что такое гарантийный срок? Закон о защите прав потребителей предусматривает, что изготовитель продукции имеет право установить на нее гарантийный срок. Гарантийным сроком считается период, в течение которого в случае возникновения проблем с приобретенным товаром вы имеете право предъявить претензии (в том числе о возврате денежных средств, обмене товара, бесплатном гарантийном ремонте). Если изготовитель такой срок не установил, то его может установить по своей инициативе торгующая организация. Продолжительность гарантийного срока законом не установлена, то есть магазины и изготовители устанавливают ее по своему усмотрению.

На практике на телефоны, бытовую технику и электронное оборудование  всегда устанавливается гарантийный срок. Вместе с покупкой вам дают специальный гарантийный талон или гарантийную книжку, где этот срок прописан. Иногда он может быть напечатан и в кассовом чеке.

Что такое дополнительная гарантия?

Закон о защите прав потребителей дает торгующим организациям право принять на себя так называемое «дополнительное обязательство» в отношении недостатков товара, которые проявляются по окончании основного гарантийного срока. Условия этого дополнительного обязательства определяет сам магазин и прописывает их в договоре на покупку дополнительной гарантии, который заключается с покупателем. 

Имеет ли смысл покупать дополнительную гарантию на товар?

При покупке дополнительной гарантии внимательно ознакомьтесь с ее условиями. Обратите внимание на то, в течение какого срока и какие конкретно гарантии дает вам магазин. Срок действия дополнительной гарантии должен исчисляться с  даты   окончания основного гарантийного срока, иначе получается, что магазин возьмет с вас деньги за то, что он и так обязан бесплатно делать по закону о защите прав потребителей.

Кроме того, во многих магазинах  в рамках дополнительных гарантий предлагают только бесплатное сервисное обслуживание, то есть ремонт товара. Обмен товара или возврат денежных средств за него дополнительными гарантийными сертификатами магазины предпочитают не предусматривать.

Как вернуть деньги за дополнительную гарантию?

Закон о защите прав потребителей предусматривает, что вы как потребитель имеете право в любое время отказаться от договора о выполнении работ  (оказании услуг) при условии возмещения исполнителю расходов, которые он фактически понес на исполнение обязательств перед вами по этому договору (статья 32).

На основании этой статьи вы имеете право в любое время до начала действия срока дополнительной гарантии или во время ее действия отказаться от такой услуги. Магазин обязан будет вернуть вам полную стоимость дополнительной гарантии, если срок ее действия еще не наступил, или часть стоимости, если дополнительная гарантия уже действует. Возврат денег за дополнительную гарантию по окончании срока ее действия, даже если вы ею вообще не пользовались, к сожалению, невозможен.

Еще одно основание для возврата денег — навязанная услуга по дополнительному сервисному обслуживанию. Например, сюда относятся случаи, когда при покупке вас заставили купить дополнительную гарантию, сообщив, что покупка телефона возможна только вместе с такой гарантией. Статья 16 закона «О защите прав потребителей» прямо предусматривает, что нельзя обусловливать приобретение одного товара (телефон) обязательным приобретением другого товара (сертификат на дополнительную гарантию). В таком случае вы имеете право потребовать деньги  за навязанную услугу и возмещения всех убытков.

Кроме того, возможен возврат денег за дополнительную гарантию и по другому основанию: например, вы сдали по ней телефон в ремонт, а магазин отказал вам в сервисном обслуживании в связи с отсутствием запчастей (хотя такое основание отказа в самой гарантии не прописано). В данном случае считается, что магазин оказал вам платную услугу некачественно, поэтому вы также вправе потребовать возврата денег за дополнительную гарантию.

Отметим, что магазин не вправе предложить вам вместо возврата денег за дополнительную гарантию какие-либо товары или услуги, если вы сами этого не хотите.

Возврат денег производится на основании письменной претензии, которую вам нужно подать в магазин, продавший вам сертификат на дополнительное сервисное обслуживание. Если магазин в течение 10 дней не вернет вам деньги или проигнорирует претензию, вы можете взыскивать стоимость дополнительной гарантии в судебном порядке. Исковое заявление о защите прав потребителей вы можете направить в мировой суд, в том числе, по своему месту жительства. Госпошлиной такое исковое заявление не оплачивается, а дополнительно вы можете потребовать от магазина выплаты неустойки, компенсации морального вреда, возмещения всех ваших судебных расходов и выплаты штрафа за отказ от разрешения спора по претензии.

Если Вы предполагаете, что Ваши права потребителя нарушены, Вы можете обратиться к специалистам по защите прав потребителей администрации Ровеньского района   по адресу: п.Ровеньки, пер.Советский,1., тел. 5-70-93


Дата последнего изменения: 21 Дек 2018 13:06